Главная Оформление искового заявления

 

ОФОРМЛЕНИЕ ИСКОВОГО ЗАЯВЛЕНИЯ

 

3. Мотивировочная часть

 

3.1. Обстоятельства, на которых истец основывает свои требования. Под такими обстоятельствами следует понимать юридические факты, с наличием (либо отсутствием) которых закон связывает возникновение, прекращение, изменение определенных отношений.

3.2. Доказательства, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования.

В исковом заявлении необходимо изложить доказательства, то есть сведения о фактах (речь идет о фактах реальной жизни, обстоятельствах, имевших место, а не о предполагаемых, которые могут наступить) полученные в предусмотренном законом порядке, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

В ч. 1 ст. 55 ГПК РФ предусмотрены следующие виды доказательств:

- объяснения сторон (ст.ст. 68, 174 ГПК РФ);

- объяснения третьих лиц (ст.ст.42, 43, 68 ГПК РФ);

- показания свидетелей (ст.ст. 69, 70, 174-180 ГПК РФ);

- письменные (ст.ст.71, 72, 181 ГПК РФ);

- вещественные (ст.ст.73-76 ГПК РФ);

- воспроизведение аудио- и видеозаписи (ст.ст.77, 78, 185 ГПК РФ);

- заключения экспертов (ст.ст. 79-87, 183 ГПК РФ).

Часть 2 ст. 55 ГПК РФ содержит запрет на получение доказательства с нарушением закона (то есть любые незаконные способы: обман, угрозы, пытки, насилие, фальсификация, подлог документов и т.п.).

Доказательства, полученные с нарушением закона не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.

Судья в порядке подготовки дела к судебному разбирательству в случае необходимости может со своей стороны предложить истцу представить дополнительные доказательства (п. 1 ст. 150 ГПК РФ). Непредставление же этих доказательств не препятствует дальнейшему движению дела.

Необходимо иметь в виду, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

3.3. Сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено федеральным законом или предусмотрено договором сторон. К соблюдению досудебного порядка разрешения спора может быть приравнено нерассмотрение спора уполномоченным органом в установленный законом срок, непоступление в срок ответа на жалобу (претензию). Таким образом, к исковому заявлению может быть приложен документ, подтверждающий факт направления жалобы (претензии) соответствующему органу, с приведением в заявлении объяснений о нерассмотрении спора или непоступлении ответа, несмотря на истечение установленного срока.

Так, ст. 370 ТК РФ предусматривает возможность существования профессиональных союзов, которые имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.

Согласно указанной статье, профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов вправе:

  • осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

  • проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;

  • принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

  • получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей - индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

  • защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);

  • предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;

  • направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;

  • осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

  • принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию средств производства в качестве независимых экспертов;

  • принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;

  • принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права;

  • принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

  • обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении вышеприведенных полномочий взаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Помимо этого, в соответствии со ст. 382 ТК РФ индивидуальные трудовые споры (т.е. неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров) рассматриваются помимо судов и комиссиями по трудовым спорам.

Согласно ст. 385 ТК РФ комиссия по трудовым спорам является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, за исключением споров, по которым ТК РФ и иными федеральными законами установлен другой порядок их рассмотрения.

При этом, индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам при условии, что работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем.

3.4. Законы и иные нормативные акты, на которые ссылается в обоснование своих требований истец и которые суд, по его мнению, должен будет применить. В условиях состязательного процесса аргументация иска непосредственно связана с обязанностью истца по доказыванию своих требований (ст.ст. 12, ч. 1 ст. 56, ч. 1 ст. 57 ГПК РФ). Важно отметить, что недостатки в мотивировке искового заявления могут привести к неправильному определению закона, которым следует руководствоваться при разрешении дела, от чего зависит определение предмета доказывания и круга представляемых доказательств, а также характера правоотношений сторон и состава лиц, участвующих в деле. В противном случае решение может быть вынесено вопреки действительным обстоятельствам дела не в пользу истца.

3.5. Расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм. Истец обязан также приобщить копии расчета для вручения его лицам, участвующим в деле.